?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Минус 50 за месяц – реально ли?
Да вполне!
Задача "похудеть" текст романа на четверть (в моем случае – из 200 страниц А4 "выкинуть" 50) кому-то может показаться нереальной. Сразу встает вопрос: какие сцены вырезать, какие сюжетные линии убрать, героев?.. На самом деле можно обойтись "косметическим ремонтом", не затрагивая "несущих", особенно, если текст написан давно.
Мне повезло взяться за работу сразу после участия в романном семинаре "Партенит" и применить на практике то, что вынесла из разборов Дмитрия Скирюка и Глеба Гусакова. А еще хочу сказать огромное спасибо Юлиане Лебединской за ее мастер-класс по редактуре, который позволил увидеть многие, характерные именно для меня, ошибки и понять, на что обращать особенное внимание при редактировании. Рекомендации оказались замечательно применимы при сокращении, потому что позволяют "выдавить" из текста все лишнее.
Это к вопросу о том, почему стоит ездить на семинары и посещать мастер-классы (на всякий случай повторюсь, что задача стояла не в переделке текста, сюжета и т.п., а именно в уменьшении объема). А теперь поделюсь собственным опытом такого сокращения, который, думаю, может пригодиться многим.


Итак, с чего начать? Конечно же, с вычитки!
Собственно, вся работа заключается во вдумчивом чтении, исправлении текста в соответствии с полученным опытом, проверке ощущений: нет ли фальши, не видите ли вы по прошествии времени, что следует в романе поменять, углубить, дописать или, наоборот, опустить, убрать из истории.
Описания. Смотрим, не слишком ли витиеваты, нет ли нагромождения. Упрощаем, убираем то, что читатель и сам представит. Если рядом несколько ярких образов – оставляем один. Герою, который появляется лишь мельком и не задержится в повествовании, хватит только одной черты-характеристики, заметной сразу. Подвох в том, что автор, представив себе "картинку" в подробностях, хочет все детали пересказать читателю, хотя большинство их для сюжета не принципиальны.
Ненужные уточнения. Что и где в комнате стоит, конструкция мебели цвет обивки, характеристики: к примеру, если табуретом никого не ударят, то так ли уж важно, что он тяжелый? А пресловутое "кивнул своей головой"? Нет, этой конструкции у меня, к счастью, не нашлось, а вот "кивнул головой" я забила в поиск, и все эти "головы" просто грохнула. А "повертел в пальцах руки"? Это не цитата, но что-то такое было...
Самоповторы. Когда разными словами сообщается об одном и том же. К примеру, автор пишет, что "было холодно", а в следующем предложении: "ветер пробирал до косточек". Одно из них, наверняка, лишнее (если нагнетание не было целью повтора).
Слова-паразиты, слова-неуверенности... "Наверное", "к тому же", "видимо", "причем" – в большинстве случаем обойтись без них можно. Как и без словосочетания "один из" (его модно отнести к ненужным уточнениям, но у многих это именно паразит).
Кальки с английского (спасибо Ю. Лебединской за это дополнение). Начитавшись некачественных переводов, авторы употребляют в тексте «Он был найден» – вместо «Его нашли», «Мой кошелёк был украден» – вместо «У меня украли кошелёк», «Что для вас является важным?» – вместо «Что для вас важно?», и так далее. Как видите, приведенные в соответствие с нормами литературного русского языка, эти фразы становятся не только благозвучней, но и короче.
Знаки препинания. Тире и троеточия. Как показывает опыт, редакторы троеточий не любят. Убираем везде, где можно. А тире – моя личная "беда". Люблю этот знак, но, оказывается, и к нему есть претензии, поэтому при вычитке, где могла, заменяла двоеточием. Тут экономия объема сомнительна, однако текст визуально становится "компактней".
Сцены. Сразу вырезаем те, которые с самого начала вызывали сомнение: а точно ли не лишние? У большинства начинающих авторов такие найдутся, я уверена (у меня было две, и они ушли, освободив, правда, лишь около трех страниц А4, но и это неплохо). Убрав сцену, не забудьте найти в тексте все упоминания, с ней связанные. Если упоминаний нет, значит, сцена стопроцентно была лишней!
Если все еще сомневаетесь: подумайте, проанализируйте, что именно эта сцена сообщает сюжету или образу героя? Может, это лишние штрихи?  Как пример: герой играет в этой сцене на гитаре, но больше нигде во всем сюжете гитара не появится, и любовь к музыке нигде не сыграет. Тогда получается навязчивое хвастовство автора своим героем: "а он еще и вышивать умеет... крестиком".
Кстати, стоит вспомнить: а не было ли у вас чувства, что тексту чего-то не хватает? Что какую-то сцену, наоборот, нужно дописать? А вот допишите, не бойтесь, что это повлияет на объем: настроившись на краткость, вы, скорее всего, и здесь обойдетесь минимальным количеством слов.
Сомнительные моменты. Когда вроде необязательно, однако добавляет оттенков. Или вы пока не уверены, как это править, и стоит ли. Если не можете сразу принять решение – выделите цветом кусок текста или промаркируйте другим удобным для вас способом, чтобы потом вернуться. У меня было два варианта таких "маркировок": бирюзовым отмечала то, что надо отредактировать, но на тот момент не знала, как, а желтым – то, что не хотелось бы удалять, но, в крайнем случае, можно. Во время второй вычитки большая часть этих сомнений разрешится, да и вы уже будете видеть, что у вас с объемом, справились ли с поставленной задачей или нужно ужать еще. И, знаете, чаще всего эти сомнения решаются в пользу варианта "убрать", потому что если даже вы сомневаетесь, то читатель от отсутствия в тексте этого куска вряд ли что потеряет. Хотя, бывают исключения.
Вычитывать нужно будет раза два минимум (во второй раз я, помимо прочего, нашла еще кучу "артефактов", оставшихся после исправлений). После еще пару раз просмотреть все сомнительные места, сцены, фразы – все, что оставили напоследок – и принять окончательное решение. Глядя на текст с позиции новых знаний, нового опыта и повышенной критичности, можно поправить в нем не только стилистику. Я, например, меняла некоторые оттенки в отношениях героев, делая их более достоверными, а также дописала маленькую сцену, которой этим отношениям очень не хватало (надеюсь, никто сейчас не подумал об эротике).

Итого:
Вместо почти 800 тысяч знаков получилось меньше, чем 600.
Ушли две сцены ненужные, не влияющие на сюжет и восприятие героев. Дописана одна, миниатюрная по объему, но очень нужная для образов. Три переделаны, частично дописаны либо переписаны.
Сюжет полностью остался на месте, как и герои.
Поставленная задача выполнена, а роман от сокращения только выиграл.
И, как пишут в финале лабораторных работ, получен практический навык по жесткому сокращению текста, который мне обязательно пригодится, ведь краткость – сестра не только шпаргалки ;)

Комментарии

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
alexbor69
15 сент, 2015 10:42 (UTC)
Чужие ошибки почему-то увидеть проще, чем свои.

кстати, фраза: "серые многоэтажные здания, один вид которых может нагнать уныние и тоску."
"уныние и тоска" - это ж одно и тоже?

Edited at 2015-09-15 10:47 (UTC)
olga_kai
15 сент, 2015 11:15 (UTC)
Чужие ошибки всегда увидеть легче. А жесткую правку лучше проводить с текстом, который уже хорошо отлежался.

Edited at 2015-09-15 11:15 (UTC)
alexbor69
15 сент, 2015 11:31 (UTC)
Да. Наверное.
Я вот сейчас пытаюсь написать что-то для аю-даговского мастер-класса, но выходит какая-то фигня не в тему. :(
bibighul
17 сент, 2015 10:01 (UTC)
Полезное дело - сокращать) Потом перечитываешь и понимаешь, что так только лучше.
И Партенитские семинары дают неоценимый практикум в этом деле. И не только в этом)
alexbor69
19 сент, 2015 13:49 (UTC)
Я вот этот твой текст - ты не поверишь! - прочитал уже несколько раз. Почти как работы Ленина в студенческие годы :)
И с некоторыми положениями я бы поспорил.
Например, по поводу знаков препинания. Вот я очень люблю эти самые троеточия. Мне кажется, они позволяют передать эмоцию. Особенно в диалоге. Или авторском монологе.
И чем, кстати, плох тире?
Тем более что тире и двоеточие не всегда взаимозаменяемы, иногда при замене одного знака на другой меняется смысл.
Это я тебе как филолог говорю :)
olga_kai
19 сент, 2015 14:15 (UTC)
Все знаки хороши на своем месте.
Разницу между тире и двоеточием знаю (хотя иногда она бывает незначительной, и можно заменить одно на другое, если не принципиально). Но очень люблю именно тире :) За вот тут самую паузу, и потому ставлю его иногда там, где можно вообще обойтись без знака. Однако на семинаре мое внимание обратили на то, что я им именно злоупотребляю. А все, что "занадто" без особой на то причины - не есть хорошо :)
alexbor69
19 сент, 2015 15:05 (UTC)
Это, если не ошибаюсь, называется "индивидуальная пунктуация".
Ты, кстати, читала Андрея Белого, роман "Петербург", и вообще его прозу? (Кстати, роман "Петербург" попался мне на экзамене во время сессии. Причем я хотел, чтобы он мне попал - а все боялись)
Его пунктуация - это нечто.
Как тебе в диалоге сочетание тире и кавычек?
-" далее текст, потом опять кавычки "
Или использование тех же двоеточий и тире.
Вот я сейчас его книгу взял, открыл:
"Впереди - была пропасть"
"Но прошло детство. Улетели с детством - туманные сказки"
(Красивая фраза, кстати)
Или начало повести "Старый Арбат":
"Помнится прежний Арбат; Арбат прошлого; он от Смоленской аптеки вставал полосой двухэтажных домов, то высоких, то низких; у Денежного - дом Рахманинова, белый, балконный, украшенный лепкой карнизов, приподнятый круглым подобием башенки - три этажа.
В нем родился; в нем двадцать шесть лет проживал.
Дом - охровый, карий, оранжево-розовый, палевый"
А как тебе такое:
"Удивляюсь закатам: там кто-то блестит в багровых расколах, крылатые косяки на стенах; пятна пурпура, тая, проходят; со стен - круглота-
- деревянная голова!-
огрызнется багрово оскалом; миллионами багровых пылинок пересыпаются лучевые столбы; облачко - ясноголово; и - пламенным ободом ополчилось в небе оно; все - уставились в рубиновые окна: моргают в закаты".
Или еще - тоже, как и предыдущее, из романа "Котик Летаев":
Закат:-
- всё отряхнуто: комнаты, дома, стены; всё - четко; всё - гладко; земля - пустая тарелка; она плоска, холодна; и - врезана одним своим краем туда: -
-где-
- из багряных расколов до ужаса знакомым диском огромное солнце к нам тянет огромные руки;
и руки- мрачнея,желтеют; - и переходят во тьму"

Я когда-то фанател от Андрея Белого и его стиля, сам пробовал в этом же стиле писать.
Понятно, что если сейчас так писать - примут за сумасшедшего:)
Но тем не менее...


Edited at 2015-09-19 15:08 (UTC)
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com