?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

_DNФилософская притча

«Тетрадь смерти» или «Death Note» – довольно известный аниме-сериал, который уже считается классикой жанра, и для многих теперешних любителей аниме стал первым и очень удачным знакомством с этим направлением анимации.
Японский старшеклассник Ягами Лайт находит таинственную тетрадь (брошенная богом смерти в мир людей, она пролетела мимо окна школы), в которой есть довольно подробные инструкции. Человек, чье имя записано в тетрадь смерти, умирает. Обстоятельства, причину и время смерти также можно указать, если это не лежит за гранью невозможного.
Лайт начинает с того, что записывает в эту тетрадь имена преступников. Таинственному борцу за справедливость, как сперва воспринимают его люди, дают прозвище Кира. Противостоят ему органы безопасности во главе с детективом, работающим под псевдонимом L (Эл).
Впервые я посмотрела этот сериал несколько лет назад по совету младшего брата. Понравилось, захватило. И в первую очередь не детективной игрой, а идеей того, как благие намерения человека, желающего очистить мир от преступников, постепенно отступают перед жаждой власти и тщеславием, превращая владельца тетради в «нового дракона».

Психологическая драма?

На днях решила пересмотреть это аниме, и впечатления оказались совершенно иными. Видимо потому, что, зная сюжет, я не дорисовывала в воображении то, чего не было в кадре. Первые две серии показались мне «порезанными», словно оттуда, сокращая, выкинули нечто очень-очень важное. L появился как-то сразу. Начался детектив, Кира перешел на убийство не преступников, сперва вознамерившись убить L, после – расправившись с агентами ФБР. То есть владелец тетради сразу стал негативным героем, и при таком подходе очень многие интереснейшие морально-психологические аспекты оказались упущены.
Думаю, каждому, кто смотрит «Тетрадь смерти» впервые, приходит в голову мысль: «А что бы я стал делать, получив такое оружие? Как бы использовал?» И это правильно, это – то, о чем должен задуматься каждый.
Давайте представим иного главного героя. Такого, с которым многие могли бы себя ассоциировать. Не того Киру, который от скуки и ощущения собственного превосходства над окружающими решил заняться построением «дивного нового мира», чтобы стать в нем подобием бога. А того, кто искренне желает очистить мир от зла – не ради самовозвышения, не ради упоения властью – ради мира. Согласитесь, гораздо интересней было бы наблюдать за таким героем. Он дольше бы оставался в ранге положительных, их соперничество с L выглядело бы соперничеством двух, в принципе, хороших людей, с благородным пониманием справедливости, оказавшихся по разные стороны баррикад не по своей воле. Уважающих друг друга не только за ум, но и за моральные убеждения, которые, тем не менее, не могли бы полностью принять.
Кира в сериале слишком быстро перешел от убийства преступников, которых не могли поймать или обезвредить, к убийству тех, кого уже заключили под стражу. А ведь полиция потратила немало сил и времени на то, чтобы разыскать, добыть улики, доказать вину таких преступников. И – мало ли? – вдруг у следователей еще были вопросы к этим людям, вдруг они нужны были для расследований, о которых не упоминается в прессе? Но нет: старшеклассник Лайт решил, что он все знает лучше всех, и, получая информацию из СМИ, записывал в тетрадь имена, проводил опыты, упиваясь собственным могуществом.
А мог бы... Эх, не знакомы, видимо, создатели сего аниме с явлением «мажоров» – тех, кто уходит от правосудия благодаря деньгам и связям. Вот бы кем заняться Кире... А еще – поиском информации о тех, чьи имена никогда не попадут в СМИ. О чьих преступлениях знают или догадываются, но – молчат. А узнав, что его усиленно ищут, такой Кира не стал бы принимать вызов, ввязываться в игру – ведь для него это не игра, а борьба за мир во всем мире, – а затаился бы. На время. Но, глядя очередную сводку новостей, понимая, что может предотвратить беду или восстановить справедливость, не смог бы бездействовать... В таком случае мы получили бы героя. Настоящего героя, пусть и запачкавшего руки в крови, но сделавшего это не ради удовольствия, а принимая бремя, рассуждая: «Если не я, то кто?» И этому герою гораздо сложнее было бы перейти грань, когда вместо преступников умирают законопослушные и, в общем-то, неплохие люди (это я про агентов ФБР и полицию), его было бы гораздо сложнее сломать. Такой герой вызывал бы сочувствие, и, чтобы заставить зрителя в конце концов безоговорочно встать на сторону детективов и полиции, сценаристам пришлось бы потрудиться гораздо больше.
А так... Кира не вызывает симпатии с самого начала. Скучающий высокомерный подросток – этакий гламурный юноша, который берется играть чужими жизнями для развлечения, и очень скоро мнит себя едва ли не богом этого мира.
Именно эта изначальная испорченность главного героя не дает полностью воплотить и воспитательный момент, и мораль, превращая невероятную по своему потенциалу вещь в детектив. Хороший, захватывающий, с полноценной социальной и психологической составляющей, но – в первую очередь все же детектив.
И, как ни странно, в этом есть свои, на мой взгляд, положительные моменты.

Право выбора

Психологическая драма, в которой мы увидели бы превращение героя морального в настоящего преступника, дала бы нам однозначный ответ: подобное оружие, подобная власть – есть абсолютное зло, и любой человек, ставший обладателем такого артефакта, в конце концов, перейдет черту.
Но здесь все иначе.
Любое оружие может стать оружием защиты или оружием нападения – в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Тетрадь смерти постоянно попадает не в те руки. И мы как бы видим неправильное, нерациональное использование того, что могло бы быть применено во благо. Когда же тетрадь попадает к по-настоящему благородным людям – они либо не хотят, либо не успевают ею воспользоваться.
И именно поэтому открытым остается вопрос: а что было бы, если б тетрадь попала к человеку, не желающему стать богом, не жаждущему власти, но при этом не боящемуся запачкать руки и стремящемуся к справедливости и построению нового, лучшего общества? Таких героев в фильме нет. С одной стороны – жаль. С другой – у зрителя есть возможность представить подобную ситуацию, и нет «готового» исхода. А значит, можно мысленно поставить себя на место такого человека и продумать свой сценарий...
И это, на мой взгляд, верно. Нельзя считать, что исход может быть лишь один – такой подход в какой-то мере избавляет от ответственности. Но на самом деле – только человек, получивший подобную власть, выбирает, как он этой властью воспользуется. И воспользуется ли.
Образ главного героя – Киры – очень далек от положительного уже в самом начале. И именно поэтому аниме, несмотря на первое впечатление, все же не отвечает однозначно на вопрос: любого ли человека развращает власть над жизнями других.
Аниме, вообще говоря, очень редко отвечает на вопросы. Не тот жанр. Скорее – дает повод задуматься. Каждый, кто смотрит «Тетрадь смерти», примеряет на себя роль Киры – не того, каким он стал, а того, каким стать мог бы. В нашем далеком от совершенства и торжества справедливости мире подобные мысли совершенно естественны.
Но – и тут есть подвох.
Тетрадь смерти – если использоваться ее как оружие, которое держит в страхе преступников – без сомнения, даст лишь временный эффект. Потому что люди не меняются. Это очень хорошо видно по телешоу «Королевство Киры», по толпе, громящей офис организации в Нью-Йорке... Много тонких штрихов, которые показывают, что «новый мир» Киры вовсе не такой «дивный», и уж подавно не идеальный.
И вопрос, можно ли с помощью такого оружия, как тетрадь смерти, построить действительно лучший мир, лучшее общество, также остается открытым.


Аниме-сериал «Тетрадь смерти» – это одна из тех вещей, посмотреть которые стоит однозначно. Думаю, в нем каждый найдет для себя что-то интересное. Задаст уже озвученные вопросы, но ответит на них сам, и выводы сделает собственные.


P.S.
Для тех, кто уже посмотрел серил – очень интересная рецензия:
Я покажу вам новый мир: рецензия на аниме "Тетрадь смерти" / Death Note
Часть 1: http://www.liveinternet.ru/users/nitanever/post257516881//
Часть 2: http://www.liveinternet.ru/users/nitanever/post257520529/



Метки:

Комментарии

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
chernidar
27 дек, 2013 08:38 (UTC)
"жажда смерти" - ремейк?
olga_kai
27 дек, 2013 09:00 (UTC)
Судя по всему, "Жажда смерти" - это что-то вообще из другой оперы.
chernidar
27 дек, 2013 09:53 (UTC)
та ні, по сюжету - один в один, тільки без містики.
поспойлерю - чоловік бере в руки правосуддя та починає відстрелювати злочинців. Крім детективної складової розглядається суспільна та еволюція особистості. Врешті-решт він розуміє, що зайшов надто далеко - і пориває із цим. Але у нього послідовник, який починає стріляти далеко не тільки тих, чия вина очевидна а поліція не може довести. Врешті герой мустить сам розібратись із цим послідовником.
І от таке закінчення.
---------
Пол взглянул в стакан.
– Я не могу просить вас не выдавать моей тайны и не заслуживаю доверия. Но мне нужно, чтобы вы мне поверили, это очень важно.
– Да верю я вам, Пол, верю. Я прекрасно понимаю, что у вас не могло быть намерения убивать этого человека. Что еще мне вам сказать? Как еще заверить?
– Вы как-то абсолютно равнодушны…
– А вы слушали сегодня радио? Видели дневную газету
– Нет. А в чем дело?
Хэрри вяло махнул рукой в сторону столика возле телевизора. На нем валялась газета.
– Лучше уж вам взглянуть.
Пол встал и направился к столику. За спиной раздался голос старика:
– Мы-то оба считали, что покончили со всем этим, не понимая, того, что вы подняли такую волну, которую в принципе не остановить.
Заголовок расплывался в глазах. Пол стал читать колонки под ним: «… три не связанных друг с другом происшествия за последние сорок восемь часов… один и тот же пистолет тридцать второго калибра… Капитан Мастро вновь говорит… все жертвы имели приводы в полицию и даже сидели в тюрьмах…».
Буквы перед глазами прыгали и Пол наконец смог сфокусировать их на заголовке:
«СЛЕДУЮЩИЙ ЛИНЧЕВАТЕЛЬ?»
olga_kai
27 дек, 2013 10:07 (UTC)
Хм... Не могу сказать, т.к. не смотрела фильм.
Но что до сюжета - в моей заметке есть только завязка, не более.
chernidar
27 дек, 2013 10:49 (UTC)
Фільм теж не бачив, книжку колись читав. У фільмах, підозрюю, перебрехали все.
olga_kai
27 дек, 2013 11:01 (UTC)
Тоді є шанс подивитися аніме (принаймні спробувати). Досі на нього я не зустрічала негативних відгуків від знайомих мені людей.
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

На странице

Разработано LiveJournal.com