?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Оригинал взят у alexbor69 в Весьма субъективные заметки о романе Ольги Кай "Городская Ромашка"
Ольга Кай. Городская Ромашка: Роман. - Севастополь, Шико-Севастополь, 2015. - 318 с. Серия: "Курортный роман - фантастика"

«Городская Ромашка» - роман настолько многоплановый, столько в нем затронуто тем и проблем, что о нем можно писать развернутый трактат.
Написанный почти десять лет назад, роман, по всей видимости, отражает некоторые взгляды его автора того времени и представления о мире, в котором автор живет. Возможно, если бы книга вышла в свет раньше, то она прозвучала бы немного иначе.
Жанр романа – это попытка синтезировать антиутопию и утопию. Есть в нем и элементы постапокалипсиса. Впрочем, сам апокалипсис – «каменный дождь», который уничтожил прежний мир – случился так давно, что о нем ничего толком неизвестно героям романа. И сама автор ничего не поясняет. Вероятно, этот момент можно отнести к недостаткам книги – потому что читателю интересно, что же такое случилось, почему погиб прежний мир, и как люди дошли до жизни такой…
Главный конфликт романа – это конфликт города и деревни, если вспомнить терминологию прежних лет. Причем этот конфликт носит антагонистический характер: горожане и сельские жители бьются не на жизнь, а насмерть, не считаясь с жертвами, ни своими, ни тем более чужими, и перевес в этой войне – явно не на стороне городов.
Причем города показаны в романе как жутко тоталитарные государственные образования, в которых люди априори несвободны. Правда, они особенно и не стремятся к этой свободе – никто из горожан не интересуется, что находится за стенами, слепо веря тому, о чем вещает пропаганда (как это всем нам знакомо!..) Никто - кроме главной героини – девушки с цветочным именем Ромашка. Я бы назвал Ромашку романтической героиней: она, в отличие от других горожан, смотрит на небо и мечтает вырваться из тесных городских стен на простор, мечтает увидеть другой мир. Окружающие считают девушку «белой вороной», не принимают её всерьез - и вполне естественно, что итогом внутреннего бунта героини против существующего миропорядка становится бунт внешний: Ромашка помогает раненому незнакомцу, который оказывается вражеским лазутчиком. Однако, что интересно, девушка не задается вполне резонным вопросом: что делает чужак в её городе – и тем самым делает первый шаг к предательству. Предательству пусть не очень уютного, но все-таки родного мира, предательству всех горожан, в том числе и тех, кого она считает друзьями.
Я не буду подробно останавливаться на сюжете книги – но замечу, что героиня все-таки осознает, что она поступает не совсем правильно, когда становится на сторону тех, кто является врагами городов. Однако ей быстро удается найти компромисс со своей совестью – скорее всего, потому, что она влюблена в Мирослава – того самого вражеского лазутчика, которого она спасла. Кстати, у девушки вообще не возникает вопроса: чем занимался житель «деревни» в её родном городе. То есть она знает – со слов Мирослава – что он собирал информацию, чтобы довести её до старейшин, которые и должны в итоге решить судьбу городов. То есть занимается, по сути, разведкой, а также формирует «пятую колонну» из людей, недовольных положением вещей, и готовых пойти против своего города. Готовых с оружием в руках бороться за свою свободу, против бесчеловечных порядков, против угнетения.
По сути, они являются террористами – с точки зрения городских властей.
Но для «той» стороны они – борцы за свободу.
Не правда ли, знакомая ситуация?
И автор, похоже, симпатизирует этим людям – как, впрочем, и вообще «деревне», которая сознательно противопоставляется городам.
«Город» в романе – это символ технической цивилизации, которая берет от природы всё, что ей нужно, убивая при этом саму природу.
«Деревня» - это естественная цивилизация, которая живет в ладу с природой. «Деревенские» отказались от технологического развития, чтобы не губить мир, который их окружает. И Ромашка, которая вместе с Мирословом бежит из города, с радостью входит в этот естественный мир, который наполняет гармонией в её душу. Девушка понимает, что именно на лоне природы, а не в душных стенах города, она может стать по-настоящему счастливой.
Но, как уже было сказано ранее, «город» и «деревня» находятся в состоянии перманентного противоборства, между этими двумя очень разными мирами идет постоянная война. И в этой войне девушка осознанно становится на сторону «деревни» - и становится невольной виновницей гибели своего города… То есть предает своих ради чужих, которые стали для неё своими. И Ромашка понимает, что предала. Но она оправдать предательство тем, что в городе ей было плохо… Возникает явная параллель с нашей недавней историей: в советские времена в нашей стране тоже жили люди, которым в той стране было плохо, - и они шли на сговор не только с совестью, но и с теми, кто хотел уничтожить их страну; и когда страна погибла, они радостно плясали на руинах убитой при их помощи родины…
Не уверен, что автор романа сознательно закладывала в книгу такую аналогию. Тем не менее она просматривается. И оправдать некоторые поступки Ромашки трудно… Тем более предательство.
Впрочем, Ромашка на руинах не пляшет. Но и сожалеет о содеянном недолго. И не потому ли, что её сознание не свободно от влияние тех, на чью сторону она стала?
Впрочем, об этом чуть ниже.
И если оставить в стороне политические ассоциации – то Ромашка можно назвать положительной героиней. Она живая девушка, способная не только мечтать, но и двигаться в направлении реализации своей мечты. Предполагаю, что автор романа пыталась создать образ идеальной героини – в соответствии со своими представлениями о романтическом идеале, и это ей удалось. Ромашке, несмотря на некоторые моменты, о которых шла речь чуть раньше, хочется сопереживать. Она так страстно мечтает о том, чтобы изменить свою жизнь и найти себя в новой для нее жизни, и всё это показано убедительно – что читатель (в моем лице) готов простить ей даже предательство.
Потому что тот мир, в котором она жила, действительно ужасен, он принес ей много страданий.
Если же продолжить рассматривать конфликт «города» и «деревни», то не совсем понятны его истоки и причины. Автор романа, которая априори стоит на стороне «деревни», пытается всеми силами убедить читателя, что именно «город» пытается уничтожить «деревню» - а «деревня», уничтожая города, лишь защищает себя от агрессии. Однако проблема в том, что читатель об этом узнает исключительно от вождей «деревенских». То есть именно старейшины убеждают Ромашку, а вместе с ней и читателя, что в конфликте виноваты именно города. Тогда как точка зрения правителей городов читателю остается неизвестной. Да и, если вдуматься, старейшины – весьма умелые манипуляторы. Обладая магическими и телепатическими способностями, можно убедить кого угодно в чем угодно…
То есть получается такая не очень приглядная картина: мы видим города, в которых подавляют людей – однако получается, что и «деревенские» не такие уж и свободные, потому что находятся целиком во власти тех, кто ими управляет.
Какая-то безрадостная в итоге получается картина. Сельская пастороль, с такой любовью показанная нам автором романа, из утопии (мира, в котором хотелось бы жить), превращается в такую же авторитарную антиутопию, из которой мечтала вырваться Ромашка. Получается, что девушка, сознательно став на сторону врагов городов, осознанно приняла другой вариант авторитаризма, который только на первый взгляд кажется вариантом свободы. Да и осознанно ли…
Может быть, всё-таки кто-то повлиял на её решение, через воздействие на сознание?
Не потому ли так быстро успокаивается её совесть, что её угрызения подавлены извне?
И не потому ли в какой-то момент Мирослав начинает избегать Ромашку – потому что он знает правду? А правда состоит в том, что Ромашка стала пешкой в большой политической игре, и её использовали втемную для достижения своих целей. Более того: сама встреча Ромашки и Мирослава (который является лазутчиком) совсем не случайна – ведь Мирослав ищет тех, кто недоволен устоявшемся порядком вещей. И использует наивную девушку в своих целях. Быть может, даже подставляет её. Допускает, что она попадает в лапы городских спецслужб, которые прямо обвиняют девушку в измене. И спасает её только в самый последний момент… Хотя он вполне мог не допустить пленения девушки, которая спасла ему жизнь. Но, видимо, ему (или тем, кто за ним стоит) было нужно, чтобы девушка как можно быстрее «созрела» - то есть стала на нужную сторону.
Цинично, конечно… Но политика никогда не делалась в белых перчатках.
И вывод можно сделать такой: автор романа – вольно или невольно – показала, что любое общество, которое делит людей на своих и чужих, очень жестоко не только к чужим, но и к своим. Свои, чтобы не стать чужими, должны подчиняться тем, кто правит обществом. И не важно, каким способом власть добивается повиновения: прямым ли насилием, или при помощи магического воздействия… Последнее гораздо страшнее: оно априори лишает человека способности к сопротивлению. Немного перефразируя Стругацких: «Магические башни работают на полную мощность».
Такие вот мысли рождает роман «Городская Ромашка»… которые, наверное, удивят автора…
Тем не менее, чтобы не заканчивать на пессимистической ноте, все-таки скажу, наверное, о главном.
Роман написан совсем молодой женщиной – а это означает, что писательница закладывала в него совсем не то, что выискивал в нем излишне политизированный читатель.
Это роман совсем не о противостоянии «города» и «деревни», не о войне и предательстве – это роман о любви. О том, как трудно обрести любовь – даже если всё ясно почти с самого начала… И здесь присутствует явная перекличка с другим романом Ольги Кай «Невеста императора». Но если в «Невесте…» путь к любви шел через ненависть, то в «Ромашке» между героем и героиней взаимная симпатия возникла почти сразу – но слишком много стояло между ними преград. Да и сами герои были не очень уверены в себе и своих чувствах… На протяжении романа читатель с интересом следит, как герои идут сквозь тернии навстречу друг другу.
И любовь в итоге побеждает.
И это, наверное, самое главное.
… Хотя вот финального поцелуя – которого наверняка с нетерпением ждут читатели (а особенно читательницы!) в финале «Ромашки» нет. Как и в «Невесте…»

А вот сама автор, Ольга Кай, со своей книгой, стоит на берегу моря.
Взято отсюда.
Кстати, герояня романа, Ромашка,  тоже мечтала когда-нибудь увидеть море.
И её мечта осуществилось.
Ведь мечты должны сбываться, не так ли?...:)


Календарь

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com