?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Конкурсы – "больная тема" для многих авторов. Особенно для тех, кто, имея положительные отзывы читателей, от участия в большинстве конкурсов получает только негатив.

На самосудных все понятно. Мало кто будет оценивать вас не как конкурента, а как коллегу, с которым, возможно, когда-нибудь придется иметь дело. То есть, как это ни странно лично для меня, отстраненной оценки качества текста не будет с вероятностью 90%. Будет вкусовщина (вроде "я принципиально не читаю фентези/женскую прозу/фантастику"), будет зависть ("я вижу, у автора есть свои читатели, которые его вовсю хвалят, НО..."), будет продвижение знакомых и даже простое нежелание признавать существование иных точек зрения, кроме собственной. Будут... будут неадекваты. А они будут почти всегда, это точно! Потому что в творческой среде их, в принципе, немало, а в среде "непризнанных гениев" – и того больше.
Самый безобидный момент – это несоответствие вкусам тусовки, если вы новичком пришли на конкурс ресурса, у обитателей которого есть некое суммарно-усредненное понимание, что есть хорошо, а что – плохо (к примеру, любители жесткой НФ не прописали в правилах свои предпочтения, но по инерции "режут" фентези или фантастику, написанную женщинами).
Однако самосудные конкурсы – отличный повод для того, чтобы, не теряя времени, начать разочаровываться в окололитературных "тусовках". Поэтому, как таблетка от излишнего оптимизма, они очень даже помогают. "Какие там конкуренты? – думаешь ты. – У нас ведь разные темы, разные читатели!" Но это вовсе не значит, что остальные конкурсанты считают так же.
Зато самосудные конкурсы – это реальная игра с реальными игроками. У них могут быть свои цели и свои представления, но, чаще всего, по окончании конкурса вам становится понятно, почему вы не попали в финал/список призеров/победители.
А, кроме прочего, есть шанс все-таки получить от кого-то не просто адекватную оценку – это здесь не так важно – а отзыв с конструктивной критикой. Вот ради этой суммы впечатлений от "не ваших" читателей на самосудный конкурс, при наличии времени, стоит идти.

Интереснее обстоит дело с различными премиями и конкурсами, в которых работает жюри. Тут все зависит от целей и задач... нет, не тех, что прописаны в положении, а реальных целей и реальных задач людей, которые это организовывают.
Ни о каких "теориях заговора" мы здесь говорить не будем. Просто стоит признать факт, что у людей, вкладывающих время и деньги в некий проект, обязательно есть цель. Иногда она может соответствовать заявленной в анонсе конкурса, иногда – нет.

Пример: многие встречались с конкурсами, созданными лишь для того, чтобы наградить своих или освоить средства.
Напишут ли об этом в правилах?
Иногда пишут завуалировано, что правом выдвижения обладает ограниченный круг лиц и организаций.
Иногда просто не высвечивают информацию о конкурсе, делая ее практически недоступной "чужим".
Чаще – не стесняясь, громко объявляют и громко награждают.

Еще, бывает, информация о конкурсе, его ходе и результатах подается таким образом, чтобы сформировать представление о некоем направлении литературы в целом. Крупные конкурсы, имеющие хорошую финансовую поддержку, могут объявить на всю страну: вот это хорошо, а все остальное – ну... сами понимаете.

Я не стала бы задумываться о подоплеке подобных действий, если б однажды не встретилась с представителем такого конкурса, который заявил, что в финал отбирается все мало-мальски читабельное... И вот подумайте, в такой ситуации разве могу я возразить? Сказать: "А я вот не раз к вам на конкурс подавалась – и никак"?
Логичным ответом мне будет сочувственная улыбка: мол, еще один непризнанный гений, что с него взять.
И напрашивается вывод, что одной из целей таких конкурсов является четко обозначить границы не только "официально хорошего" – нет, шире: границы существующего!
А потом: "Ах, как нам не хватает жанровой литературы! Ах, не пишут у нас объемных романов, у нас нет авторов приключенческой прозы"...

Вас нет. Нас нет.

Это очень хорошо и удобно, особенно для медиа: круг того, что/кто есть – в смысле существует "официально" – довольно узок. Остального – нет. Просто нет. Пусто.

Радует лишь, что подобные конкурсы, хоть и угнетают самолюбие авторов, но почти не влияют на читателей. Особенно тех, кто ориентируется на рекомендации знакомых, отзывы на форумах и вообще привык искать книги для прочтения, консультируясь не с официальными рейтингами, а с реальными, пусть и в интернете, людьми.

Кто-то решит, что выше изложенное – изыскания обиженного конкурсами графомана: пусть, вы в своем праве.
А у кого-то по прочтении сложится мнение, что смысл сей статьи: "конкурсы – зло!"
Нет, просто плохие примеры, в силу особенностей эмоциональной памяти, быстрее приходят на ум.
Хорошие же... Они есть. Просто есть. Но, сами понимаете, стороннему человеку сложно сказать, настолько честен, насколько соответствует заявленным правилам и критериям конкурсный отбор. Даже член жюри не всегда может за это поручиться, потому что когда некое количество человек в команде хочет работать честно и отбирать не своих или потенциально полезных, а те произведения, что действительно понравились, они не повлияют на окончательный результат, если "политика" и "идеология" организаторов иная.

Собственно, какой вывод следует из всего этого?
А вывод прост.
Участвуйте – расширяйте круг знакомств, пополняйте опыт. Да и просто попытать счастья можно и нужно – вдруг да повезет?
Но ни в коем случае не зацикливайтесь на неудачах. Ведь вы творите не ради победы на конкурсе? А значит, победа – не цель, а всего лишь приятный бонус, не более. В конце концов, результаты литературных конкурсов интересны вашим коллегам, но не тем, для кого вы пишете – не читателям.

Комментарии

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
lady_nb
5 фев, 2015 11:06 (UTC)
мне повезло с первым конком
там только ленивый не пнул мой расск, сказав, что так не бывает, и автор ничего не смыслит в психологии вообще и в психологии детей - в частности
после чего рассказ, не набравший ни одного балла, был опубликован в "Полдне"
было забавно
конкурсы для меня одно время были поводом написать рассказ, и совершенно было не важно, какое место он займет, через два года рассказ где-то публиковался
потом журналы закончились, я написала два романа и разучилась писать маленькие аккуратные рассказы, теперь в конкурсах участвую крайне редко - только если тема попадает в давно готовую задумку, которую хочется реализовать
olga_kai
5 фев, 2015 11:09 (UTC)
Забавная ситуация :) Таких на конкурсах реально хватает.
Я, кстати, тоже редко участвую в конкурсах рассказов - не мое это, во первых, с "крупной формой" как минимум интересней.
Однако - есть ведь и конкурсы романов! И там треша не меньше, а даже больше! :)
lady_nb
5 фев, 2015 11:15 (UTC)
участвовала только в одном - Триммера, 2009 год - очень положительный опыт
наверное, от оргов зависит, но этот конк вспоминаю с благодарностью, хотя опять же, ничего там не заняла :) а роман был опубликован и опять таки, через два года после конка :)
olga_kai
5 фев, 2015 11:18 (UTC)
Да, все зависит именно от организаторов (даже не от жюри по большему счету, хотя оценивают они). Если организаторы ставят за цель найти качественное - оно будет.
lady_nb
5 фев, 2015 11:28 (UTC)
я б сказала, даже не в качестве дело
качество предполагает деловой подход, при котором можно, например, не ответить автору, получена ли его рукопись, сразу отправив ее в корзину - нормальная ситуация в некоторых издательствах при работе с самотеком
объем огромный, редакторов - единицы, в погоне за качеством здесь рационально отправить текст в корзину и не отвлекаться больше на автора, грызущего где-то ногти
и автор грызет ногти месяц, два, не зная, что его текст уже давно в корзине
дело скорее в атмосфере
если сразу задается доброжелательный тон, а троллинг жестко пресекается, то все уходят довольные, даже если их не оценили, как им того хотелось, или даже если никто не высказал ничего особо ценного по поводу их текста
как после беседы с умными, интеллигентными людьми - вроде ничего существенного не сказано, а чувствуешь себя обогащенным
:)
olga_kai
5 фев, 2015 11:40 (UTC)
Качество - оно качество во всем. В общении в том числе. У меня есть опыт жюри и члена оргкомитета всеукраинского конкурса крупной прозы, так вот мы старались все сделать по максимуму качественно. Так, как в нашем представлении, должно быть на идеальном конкурсе. Если будет любопытно - можно глянуть по ссылке все материалы конкурса: http://www.dniprolit.org.ua/archives/category/premia_kravchenko (кроме произведений, конечно). Так вот - и орги, и жюри работали на альтруизме чистом, за идею, спонсор был - оплачивал призы и проживание финалистов на турбазе сутки после награждения. И вот именно орги задают тон, когда жюри уже неудобно задержать оценки, и когда почти поголовно все судьи пишут отзывы для выкладки в сеть - по прочитанному. Короче, было круто, жаль, что мало :)
Единственное - конечно, хотелось бы в качестве приза предлагать авторам издание :)
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

На странице

Разработано LiveJournal.com