?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Interstellar (2014, США, Великобритания)
О технических и логических нестыковках в этом фильме, пожалуй, не написал только ленивый. Поэтому не буду повторяться, хотя меня, кроме прочего, возмутило отсутствие аппарата МРТ – людей на планете немного, а значит, здравоохранение должно быть одной из приоритетных отраслей. Ну и совершенно непонятно перед угрозой голода отсутствие попыток синтезировать пищу – инженеров-то обучают, причем не абы каких, а из самых-самых умных и одаренных граждан! Но все это на самом деле мелочи, и если авторам хотелось именно таким образом нагнетать обстановку для обострения социальных и психологических конфликтов – пусть. Но "пусть" только в том случае, если эти конфликты полностью состоялись.

Первый явный конфликт – Купер и общество.
Купер – представитель совершенно незатребованной профессии. Более того – его ценности идут вразрез с ценностями общества. Вынужденный образ жизни его тяготит.
Что ж, конфликт передан, однако он "смазывается" именно этими нестыковками, как с МРТ – не так уж давно произошел первый полет Купера, чтобы ко времени болезни его жены медицина успела настолько деградировать. Ведь в обществе порядок, как ни странно: ни банд мародеров, ни хаоса, ни беспредела... А аппаратов в больницах нет. Куда делись? Разобраны как напоминание об эпохе высоких технологий? Нелогично.
Хотя... чего это я так прицепилась к МРТ?



Купер и дочь.
Замечательный образ маленькой Мерф. Но – неумное, слишком капризное поведение для ребенка с таким уровнем развития, с такими ценностями. Мерф делает все, чтобы отцу было как можно менее спокойно оставлять дом, чтобы он чувствовал себя виноватым, чтобы терзался тем, что не может даже поговорить с самым близким человеком, ради которого готов был на все.
Слишком жестоко для любящей девочки.
И очень характерно для расчетливой стервы, действия которой нацелены на то, чтобы о ней ни на минуту не забыли.
Положительная героиня, чье поведение не осуждается, показано как правильное и вполне приемлемое. Ее оправдывают тем, что она не знает о реальном значении миссии отца – спасении человечества. На самом деле такое поведение можно поначалу оправдать эмоциями обиженного ребенка, но ведь Мерф годы – годы! – не желает выйти на связь с отцом.
Вывод: делай больно тому, кого любишь, и будешь любим вечно.
Прекрасный пример для подражания.

Дочь Купера и сын Купера.
В то время как умная девочка, максимально отравившая отцу время, проведенное в непростой и рискованной миссии, показана как исключительно позитивная героиня, ее брат – добрый, трудолюбивый мальчуган – со временем превращается в классического "недалекого фермера". Да, вот именно того, который всеми своими действиями говорит: здесь моя земля, и я никуда с нее не уйду, пусть даже все вокруг передохнут! Все вокруг – это его жена и сын, на минуточку. Страх перемен сильнее страха за близких.
Этот образ мы не раз встречали в кино, и еще никогда он не казался мне настолько нелепым, притянутым за уши. В него вложено все то презрение, испытываемое "белыми воротничками" (здесь – инженерами) к тем, кто работает руками (здесь – фермеры). В который раз, глядя на верхушку айсберга – тот же аппарат МРТ, запуск ракеты – люди забывают о "подводной части", а это ведь работа строителей, санитарок, пекарей и... да, тех же фермеров. Потому что без них – тех, кто работает руками, – не будет у работников головой ни хлеба, ни крова.
Что ж, здесь нам в который раз напомнили о том, что человек, работающий на земле – существо низшее. Жаль, потому что, повторюсь, добрый и трудолюбивый мальчишка, которого мы видим в начале фильма, не заслуживал подобного превращения только за то, что выбрал свое дело не согласно представлениям отца о достойном труде.

Пожалуй, это и есть основные конфликты, которые я увидела в "земной" части фильма. То, что происходило на секретной базе и в космосе – поле для критики технической. С психологической и эмоциональной точки зрения меня там все устроило, если не думать о том, что для обострения эмоций были использованы ситуации, противоречащие логике и здравому смыслу (как драматичный, ценой в 23 года, спуск на планету, узнать о безрезультатности которого можно было еще с орбиты).
А вот возвращение Купера к людям снова вызывает много вопросов, и уже не только технических.
Вернулся ли он к людям?
В самом деле – вернулся ли? Или мы видим его бред, сон, мечту – все, что угодно, но не свершившуюся реальность?
Почему такие мысли? А сами посудите...
Купер очнулся среди людей приветливых и добрых, в благостной обстановке, технологии вокруг – на высоком уровне. Ощущение рая. Фраза "ваша дочь слишком стара, чтобы..." не удерживается во внимании, но становится первым звоночком, свидетельством того, что этот "рай наяву" ненадолго. Дальше – посиделки с роботом на крыльце фермы. Такого знакомого дома, стоящего теперь посреди фальшивого поля, без неба и горизонта. Отчаянная фальшь дома полно ощущается героем. Здесь-то Купер понимает, что этот "рай" – не для него. И как финал: встреча с дочерью в окружении толпы родственников – по сути, чужих, незнакомых людей. "Я горжусь тобой, папа. Теперь уходи"... И Купер, конечно же, уходит, едва ли сказав постаревшей Мерф хоть пару слов. Как в "лучших" образчиках Голливуда – садится в космический катер и покидает станцию.
Ничего не напоминает? Набор шаблонов, рассказка, которая многое объясняет самому герою и полностью отвечает тому, чего он ждал и чего одновременно боялся. И его финальное бегство выглядит ужасающе неправдоподобно – в самом деле, неужто вот так запросто можно улететь со станции, не запросив разрешения, не собрав в дорогу припасы и оборудование для лагеря на дальней планете, где его, по замыслу авторов, ждет новая любовь и новая жизнь?
Слишком много не технических, а психологических "не верю" в финальной части. Вот и возникают мысли – а может, Купер не вернулся? Может, это черная дыра, из которой он так и не выбрался, рисует ему эту новую реальность? Может?..
Нет, вернулся, конечно. Вот только не стоило в трехчасовом фильме так смазывать, так явно и спешно закруглять концовку.



Что в итоге?
А в итоге, несмотря на все выше написанное, фильм получился интересный. Шутка ли – за почти три часа в кинозале мне ни разу не было скучно. Постоянно что-то происходит: если не следишь за действиями, то наслаждаешься картинкой, а чаще – и то, и другое одновременно. Пылевые бури шикарны, но еще великолепней космические кадры, все эти шлюзы, стыковки, станции, корабли... Полет на фоне колец Сатурна и вдоль горизонта черной дыры. Перемещение сквозь червоточину (напомнившее мне "Гостью из будущего"). В общем, визуальное удовольствие гарантировано.
А еще нечто неуловимо ностальгическое и в самой истории с черной дырой, и в стиле съемок будней астронавтов... Есть ощущение старой фантастики, качественно и с размахом экранизированной.
Ощущения после фильма – задумчивость. Позже возникает желание разобраться в каких-то фрагментах. Вот меня почему-то больше всего обеспокоила тенденция изображать "работников руками" такими недалекими ретроградами. Может потому, что слишком уж часто сталкиваюсь с этим в реальности. Но положительных впечатлений однозначно больше.

Ах, да: невозможно обойти вниманием чудеснейшую находку – робота с его процентом юмора, процентом честности. Прогнозирую: это уйдет в мемы.

Метки:

Комментарии

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
jacob_burns
24 ноя, 2014 14:04 (UTC)
Вся эта семейка адова. Отец в общем-то ничем не лучше своих детей - которые именно таковы, какими ты их описала - сдвинутая на своей обиде стерва и столь же сдвинутый дурачок.

ну про Тома там действительно ничто не предвещало, а почему дочурка не изменила своей позиции, узнав правду - явно же, что попав под крыло к профессору она быстро узнала про конец света и миссию батюшки. Это действительно психическое отклонение, столько лет лелеять мнимую обиду.

Отец же в данном случае не видит грани между долгом и эмоциями. Выбор его был очевиден - либо быть вместе с семьей в момент апокалипсиса, либо дать ей и всему человечеству шанс.

Думаю, что Нолан сам обвиняет Купера в его выборе, дескать должен был быть с семьей в трудное время, а он семью бросил, и что из них в итоге выросло.

К тому же при такой постановке вопроса получается, что страсть Купера к прогрессу и полетам - его блажь, этакий уход от действительности, которая суть кукуруза. А это бред, все обстоит наоборот - человечество прячет голову в кукурузу как страус в песок.

Все это на совести авторов в полной мере. Я с такой позицией согласиться не могу.
olga_kai
24 ноя, 2014 14:08 (UTC)
"К тому же при такой постановке вопроса получается, что страсть Купера к прогрессу и полетам - его блажь, этакий уход от действительности, которая суть кукуруза" - подозреваю, что в действительности, которую нам недопоказали, есть не только кукуруза. Там вообще одна большая проблемка с действительностью.
jacob_burns
24 ноя, 2014 14:15 (UTC)
Там большая проблема, да. Судя по всему промышленность в этом мире есть. Как я уже писал, там есть как минимум хорошая полиграфия и некто, написавший новую историю, а также целая структура, рекомендовавшая ее в школы. Там есть колледж для особо одаренных.

Более того, космической полет требует мощной индустриальной поддержки, а также еще более мощной научной (это не делается в тайном подвале посреди пустыни семью энтузиастами).

Опять же бензин (но об этом писали).

Почему в этой ситуации прекрачный инженер Купер вынужден сеять кукурузу? Почему никому не нужны дроны и так далее.

То есть вся эта кукурузная эпопея Купера - какое-то его личное психическое отклонение, которое отчасти объясняет отклонения его детей.

Но не объясняет, почему Купер нашел НАСА, а не НАСА нашла Купера.
olga_kai
24 ноя, 2014 14:17 (UTC)
"Но не объясняет, почему Купер нашел НАСА, а не НАСА нашла Купера" - как же не объясняет? НАСА ждали избранного, которого приведут гравитационные аномалии (и высший разум, как они думали)! Все просто :)
jacob_burns
24 ноя, 2014 14:19 (UTC)
ну разве что так :)
Правда три раза они уже не дождались (они ведь уже послали три экспедиции с тремя учеными).

Кстати, мне нравится мысль, что все в фильме после провала Купера в Черную дыру - его посмертные видения.

В общем мы только что доказали, что Интерстеллар - не НФ, а психиатрический триллер :)
olga_kai
24 ноя, 2014 14:35 (UTC)
"они ведь уже послали три экспедиции с тремя учеными" - насколько я поняла, они отправили 12 ученых, а от троих пришла информация о пригодных для заселения планетах. Так что таки избранный.
jacob_burns
24 ноя, 2014 14:36 (UTC)
Он избранный, а остальные отбракованные :)
olga_kai
24 ноя, 2014 14:37 (UTC)
Мне вот любопытно - это не в тему, правда - мне одной доктор Манн не понравился уже при первом упоминании его имени?
jacob_burns
24 ноя, 2014 14:38 (UTC)
Вот кстати уверен, что никто от него ничего хорошего ни секунды не ждал :)
Valeriy Rovenskiy
28 ноя, 2014 09:59 (UTC)
Из нестыковок - был ещё беспилотник, иж слишком смахивающий на нынешний "Раптор", а летающий в небе уже который век. А о "чёрной дыре"...зачем нашим потомкам дарить нам 3 планеты, из которых еле-еле жить можно лишь на одной? не говоря о том что какая это планетная система, если в центре её - "чёрная дыра"? у нас вот - Солнце, а там - всё втягивающая, даже свет, воронка? как такая может существовать? И корабль, падающий в такую червоточину, скорее всего, будет разорван в атомы силами, действующими возле неё. Читал я К. Сагана. И Нолан говорит что фильм НАУЧНО-фантастический? не смешно.
olga_kai
28 ноя, 2014 10:14 (UTC)
Моменты технических нестыковок и ляпов я все-таки решила не трогать, потому что, как минимум, не спец, а как максимум - все можно простить, если фильм заставляет задуматься о важном, дарит вдохновение, учит "светлому, доброму, вечному"... Хотя, в идеале, научно-фантастический фильм (как и книга) должен содержать, кроме прочего, достоверную информацию.
С другой стороны - посмотрев этот фильм, современные школьники могут заинтересоваться черными дырами и прочей физикой, что было бы очень хорошо (но сомневаюсь, что такое случится).
( 11 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com