?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

«В тексте должны быть вы, а не ваши маски» (Г.Л. Олди)

Как-то мне говорили, что ехать вольнослушателем нет смысла. Если бы я тогда послушала и поверила – потеряла бы многое. Поэтому для тех, кто сомневается – пишу.

Итак, романный семинар «Партенит» проходит под руководством Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова. Группы Олди и Валентинова занимаются отдельно, каждая успевает разобрать по 7 романов участников семинара. Вольнослушателям я бы посоветовала почитать произведения из обеих групп, чтобы и там, и там иметь возможность поучаствовать в разборе.
Кого-то останавливает, что придется обсуждать исключительно чужие тексты. Но – вспоминаем! – чужие ошибки всегда заметнее собственных. И, научившись видеть их в других текстах, вы быстрее найдете аналогичные у себя.

Ежедневно каждая группа разбирает по 2 романа. В группе Олди схема выступлений такая: от автора – коротко, после высказываются все желающие, небольшой перерыв – и слово мастерам. Подробнейший разбор с объяснением всех терминов и моментов, чтоб и новичкам было понятно. Начиная с констатации фактов – структура текста, наличие конфликтов, сквозного действия и т.п. – и завершая особенностями восприятия и личными впечатлениями. И хотя Олди предупреждают, что не дают советов – каждому было что вынести из этого разбора не только касательно общих проблем произведения, но и – конкретно – путей улучшения.
Напоследок снова дают слово автору.

В таком напряженном темпе – 5 дней. По 6 часов в сутки. Несмотря на то, что схема разбора практически неизменна, поток новой информации не прекращается.
После каждого занятия я выходила в задумчивости, примеряя все сказанное к собственным текстам. Правда, из-за обилия нового, спокойно подумать обо всем удалось лишь по дороге домой, сидя в купе поезда. Попыталась разложить новый роман по озвученной Олди схеме разбора. Искала завязку, выслеживала линии конфликтов и сквозного действия. А еще поняла вдруг, как подступиться к работе над тем, что раньше не поддавалось правке.
И, кстати, почему меня так зацепила эта фраза о масках: когда пишешь от первого лица, да еще женского – сбросить маску, оказывается, ох как нелегко! Это как, например, самый распространенный ответ на фразу «Как дела?» – «Нормально».
Тоже маска. Которую нельзя тянуть из повседневности в текст.
Мне эту проблему пришлось решать «от противного». Кто сталкивался – поймет.

В группе Валентинова произведения разбирают по иной схеме. Я на их занятии не попала, но, судя по рассказам ребят, они тоже в восторге. Пересказывать не буду – впечатления лучше узнавать из первых рук.

На четвертый день – занятие по редактуре. На примерах из текстов семинаристов. Как всегда – полезно.

Семинар по рассказам под руководством Глеба Гусакова прошел в той же доброжелательной обстановке – с подробным разбором каждого произведения, живым обсуждением, в ходе которого рождались оригинальные идеи. Кстати, рассказы принимались и от вольнослушателей.

Семинар по общелитературным вопросам полностью соответствовал своему названию. Расположившись на веранде гостиницы, в тени широких зонтов, семинаристы имели возможность задать мастерам любые вопросы, чем и пользовались.

Это был самый короткий день занятий. Вопросов-то хватило бы до вечера, но от обилия новой информации все уже немного устали, и хотелось отдыха. Поэтому, за несколько часов до вечернего общего собрания и банкета, мы небольшой компанией выползли на пляж. Купались и лежали на солнце, почти не разговаривая. Такое странное было ощущение «между» – вроде бы основная работа семинара закончилась, но официально он еще не завершился. Это потом будет прощание – и друг с другом, и с морем. А пока – ленивые волны, медузы у берега, пятнистая галька... И сладкая пахлава, после которой руки по локоть оказывались в меду.

Кстати, об отдыхе.
Конечно же, мы в основном работали. И семинаристы, и мастера. И организаторы тоже, потому что все прошло гладко, без накладок и по расписанию – таким уровнем организации могут похвастаться немногие мероприятия.
Но – как можно не отдохнуть в Крыму?
Отдыхали, опять же, все. В первую очередь – душевно. Оказавшись в обществе приятных, здравомыслящих людей, убедившись, что в Партените действительно все спокойно, отключившись от новостей...
И море – обязательно. Первые сутки оно волновалось, хотя самые отчаянные все равно купались. Потом были прохладные, пасмурные дни: пока мой Днепропетровск изнывал от жары, я в Крыму надевала свитер под спортивную кофту и, вернувшись в гостиницу, согревалась ароматным капучино.
Постепенно созрела идея прогулки на мыс Плака. Это небольшое путешествие оставило много ярких впечатлений: разогретый, покрытый пестрыми надписями камень, чайки-попрошайки, выслеживающие туристов, склеп на вершине утеса, мороженное на пустынной набережной. Заброшенные дворцы в таких же заброшенных парках, усталый каменный дракон у приоткрытых ворот... И уже знаменитый полукилометровый бетонный забор, на котором философские изречения и проповеднические цитаты проиллюстрированы мордашками Симпсонов. Жаль, не было под рукой красок – добавили бы немного оптимизма в этот «цитатник» на радость другим читателям!

В последний день семинара я решила не спать. Продлить удовольствие. Если получится – встретить рассвет на берегу. Но – к морю мы сходили ночью. Посмотрели на звезды, послушали волны. А рассвет встретили в гостинице. Весело, надо сказать, встретили.

Что сказать напоследок?
Очень понравилось. Будет возможность – поеду еще.

Ну и немного фотографий:


Здание поселкового совета, где и проходили занятия нашей группы


Пока выступают семинаристы...


Мастерам слово.


Общелитературные. Прибыла пресса – у нас небольшой перерыв.


Светлана Тулина за работой – как и обещала, рисует инопланетянина.


Почти готово!


«Львиный зев» у стены гостиницы. Цветов там вообще много.


Юный Партенитский каратист идет по своим делам.


Кафешка над речкой.


Здесь пролегал наш путь...


И здесь. Видите тропку? А она есть.


Тот самый забор – идем, читаем...


Тот самый дракон – грустит в одиночестве...


Кипарисы на мысе Плака.


Тропой вдоль моря.


Ура! Пришли!


Самое врем отдохнуть.


Прилетел вымогатель.


Удалился ни с чем (бессовестные перекормленные семинаристы не принесли с собой ни хлеба, ни печенья).


Еще раз окинуть взглядом пройденный путь...


И до встречи в Партените!


P.S.
Ссылка на скачивание архива с фотографиями. У меня их немного, но кое-что интересное есть: http://www.ex.ua/743040328360 (ключ доступа: 743040328360)

Официальный пресс-релиз Литературного семинара "Партенит"-2014: http://aju-dag.livejournal.com/83521.html

Комментарии

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
berdal
27 май, 2014 07:16 (UTC)
Правильно ли, я понимаю, что сквозное действие, например, "Града обреченного" это стремление ГГ и его товарищей понять в чем суть Эксперимента (которой прообраз жизни, человеческой и вообще) и каждый этим занимается по своему. Китаец Ван давно уже все понял (для себя). Дональд стреляется. Изя роется в архивах. Сам Андрей Воронин копается в себе и спорит с Наставником, каждый раз приходя к другим выводам и т.д.

А вот, например, "Жребий" Стивена Кинга - так сразу и не скажешь, где там сквозное действие)) А читать - все равно интересно.
olga_kai
27 май, 2014 07:24 (UTC)
Сквозное действие, как я поняла – то, что движет героем от начала произведения и до конца, вроде основного мотива. Но – я не мастер давать определения :)
berdal
27 май, 2014 07:32 (UTC)
Ну, вот я выше и описал, что движет ГГ и его сотоварищами в "Граде обреченном" .

В "Жребии", мне кажется, для ГГ - это разгадать тайну Дома-На-Холме и выйти из депрессии после смерти жены, снова полюбить и научиться верить в то, что счастье (без угрозы, что его в любой момент отнимут) возможно.
gleb_gusakov
27 май, 2014 07:34 (UTC)
"все прошло гладко, без накладок и по расписанию"
Спасибо. Накладки были ещё те, но решены были так, что никто из участников ничего не заметил...
olga_kai
27 май, 2014 08:01 (UTC)
Вот это и есть высший пилотаж!
alexbor69
30 май, 2016 21:06 (UTC)
Вот еще раз прочитал - и в очередной раз пожалел, что тогда не поехал.
Хотя есть прекрасные стихи, почти на эту тему:
"Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого,
Грусть свою скомкав.
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.."
Ну и так далее.
olga_kai
31 май, 2016 04:41 (UTC)
И верно. Значит, так было нужно.
Хотя семинар действительно получился интересный.
alexbor69
31 май, 2016 06:20 (UTC)
Но я на самом деле очень хотел поехать... С Машей тогда собирались. (Тогда у нас всё нормально было... то есть не совсем всё, конечно...)
И на самом деле немного напрягла политическая ситуация, в воздухе реально пахло большой войной, было ощущение, что скоро должно рвануть. (Анекдот еще ходил: "Столетие со дня начала первой мировой войны было отмечено началом третьей мировой войны")

И, наверное, действительно так было нужно.
Чтобы я поехал в 2013, не поехал в 2014, и снова поехал в 2015. Невзирая на кучу разных обстоятельств, в том числе и личного характера, которые в 2015 могли помешать. Но всё сложилось.
И в этом году сложилось. Причем сложилось буквально в последние две недели перед отъездом.
Иногда все-таки на самом деле стоит обратиться к неким высшим силам, богам, (или к Золотому Шару - не зря же, я наверно, написал рассказ о сталкере?), которые стоят над нами - и они помогут...
И очень хочется верить, что я вернусь в Партенит еще в этом году - все-таки будет 10-й юбилейный "Аю-Даг", а я был на всех, кроме первого.
alexbor69
31 май, 2016 06:25 (UTC)
Кстати, стихи, фрагмент которых я привел - это Андрей Дементьев, тверской поэт, в 80-е - главный редактор журнала "Юность", затем был корреспондентом телеканала "Россия" в Израиле, сейчас ведет авторскую программу на радио. Причем ему уже 88, а выглядит очень моложаво.
И стихи замечательные пишет, на многие написаны очень известные песни ("Лебединая верность" например)
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com