?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

"Прибытие"

"Встаньте, дети, встаньте в круг..."

("Arrival", 2016, США)
Мнения моих знакомых про этот фильм разошлись полярно. В случае, когда речь не о чем-то арт-хаузном или комедийном, для меня это уже рекомендация. Дальше будут впечатления с опорой на сюжетные моменты, кому не нужны спойлеры - лучше не читайте.
Итак, по просмотру мне сложно сказать, о чем этот фильм, кроме того, что в итоге - все же о людях. Мне понравилось, как показан контакт. Было интересно следить за главной героиней, за разгадыванием посланий. А эти прекрасные "следы от кофейной чашечки"! Сюрпризом стал перевертыш со временем в финале (я не читала рассказ, что лег в основу кино), который начал раскрываться с фразы: "Кто этот ребенок?"
Не обошлось без ляпов, увы. Когда по прибытию на военный объект с режимом секретности у ученой отбирают мобильный, но солдаты при этом спокойно сидят в интернете и, "насмотревшись", берут взрывчатку (да валялась бесхозная, чего б не взять) и едут (натихаря, никто ж не следит-то, что вообще происходит) взрывать пришельцев. Ляп не сюжетообразующий, в том смысле, что взорвать можно было, просто исполнить это изящней, без солдат секретной военной части, просматривающих на ночь пропагандистские ролики.
Ах, ну и, конечно, агрессивные китайцы и русские, куда ж без них-то.
Агрессивные, но, к счастью для всего мира, сентиментальные.

А вот теперь главная заковырка этого кино.
Время. Здесь сложно не провести параллель между его восприятием пришельцами-гептаподами и тральфамадорцами из Воннегутовской "Бойни номер пять" (повезло как раз прочитать недавно).
Тральфамадорцы воспринимают время как постоянно существующие моменты, без движения в будущее/прошлое. Все, что для нас было, есть, будет, для них существует всегда. Всегда существовало и всегда будет существовать. Согласно их теории, нет ни рождения, ни смерти, и любой человек существует, просто не во всех моментах: в каких-то он есть, в каких-то его нет.



Гептаподы же видят будущее. И, прибыв на землю, они занимаются как раз "подстиланием соломы": дают людям знания, чтобы с их помощью люди, спустя три тысячи лет, помогли гептаподам. И, чтобы показать, что именно они хотят нам дать, пришельцы наделяют главную героиню возможностью видеть будущее. Так же, как они сами. Зачем-то они прилетают на двенадцати кораблях, намекая людям, что необходимо объединить усилия и полученные знания. Видимо, это будет иметь значение для помощи гептаподам в будущем. Хотя, думаю, это имеет значение в первую очередь для выживания человечества в эти три тысячи лет.
Помимо того, что нужно для спасения цивилизаций от конфликта, главная героиня видит и свою жизнь. Ребенка, которого потеряет, мужа, который уйдет, и будущее знаменитой ученой. Правда, дальше нам не показали, хотя героиня говорит в конце, что знает свою жизнь до самой старости. И не собирается ее менять.
И вот тут возникает вопрос: гептаподы меняют будущее, вмешиваясь в настоящее? Либо же для них нет вариантов будущего, нет вероятностей, а есть лишь единственно существующая реальность, в которой они вмешиваются, в которой все получается, в которой у героини умирает ребенок, в которой через три тысячи лет человечество помогает гептаподам. Это очень неудобный вариант, который человеку (в т.ч. зрителям фильма) было бы сложно принять. Но в этом случае есть нестыковка: зная, что будет, зачем гептаподы изменяют положение своих кораблей, словно готовятся защищаться от удара? Только лишь, чтобы показать людям близкую опасность конфликта цивилизаций?
А если мы имеем первый вариант, то получается ли, что по своим снам и видениям героиня настолько полюбила будущую дочь, что не смогла от нее отказаться, даже зная, что ребенок обречен умирать и понимать это? То есть, что она слишком хотела именно это девочку, и поэтому сознательно пошла по показанному ей пути, ничего не меняя?

Итог: фильм интересный и необычный. Как по мне, депресняковый. И если вам выпала возможность посмотреть его осенним вечером, то хорошо бы иметь возможность после выпить кружку глинтвейна и обсудить только что увиденное.

Метки:

Комментарии

( 4 комментария — Оставить комментарий )
iljyakarzakov
21 ноя, 2016 13:44 (UTC)
Насколько мне известно, в повести-оригинале именно так: "для них нет вариантов будущего, нет вероятностей, а есть лишь единственно существующая реальность, в которой они вмешиваются, в которой все получается, в которой у героини умирает ребенок, в которой через три тысячи лет человечество помогает гептаподам." Там же у главной героини ребёнок умирает не от неизлечимой болезни, а от несчастного случая.

А фильм мне очень понравился.
olga_kai
21 ноя, 2016 14:08 (UTC)
Буду знать, т.к. оригинал я не читала.
А вот насчет несчастного случая: не представляю, неужели она в таком случае не надеялась все изменить, не пыталась?
iljyakarzakov
21 ноя, 2016 14:12 (UTC)
Именно так. Она выучила их язык, обрела дар знать будущее и потеряла дар выбирать его.
olga_kai
21 ноя, 2016 17:58 (UTC)
"обрела дар знать будущее и потеряла дар выбирать его" - это интересно.
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

На странице

Разработано LiveJournal.com