?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Несколько месяцев назад первые два слова из тех, что в названии, мне ни о чем не говорили. Зато третье знакомо не каждому, но многим.
Монблан – главная вершина Европы. Находится на границе Франции и Италии. Высота 4810м. В переводе с французского Mont Blanc – белая гора. Круглый год в снегу.



Подняться на Монблан можно пешком, на своих двоих. Но это уже серьезное путешествие с серьезной подготовкой, для отдельной поездки. Цели покорять Монблан у нас не было – за неделю до поездки даже не собирались в ту сторону, планируя изучать Прованс. Но когда поняли, что есть возможность полюбоваться вершиной Европы, решили ее не упускать.
Горнолыжный курорт Шамони (Chamonix-Mont-Blanc) – самый старый, самый крупный и самый известный курорт французских Альп – расположен у подножия массива Монблан на высоте 1010-1200м. Известность курорт получил после того, как в 1924г. здесь были проведены первые в истории зимние Олимпийские игры.







Узкая долина с бурной горной речкой Арв зажата между двух гребней: один с достающими до неба белыми пиками и сползающими по склону ледниками, другой – изумрудно-зеленый с островками снега. Старый центр Шамони красив, но он маленький: всего пара улочек и площадей. Здесь совершенно вменяемые цены в супермаркетах и спортивных магазинах (что не отменяет высоких цен за отели, поэтому селимся мы не в Шамони, а в милом и уютном кемпинге километрах в десяти от места).









Находясь тут, постоянно видишь горы: они смотрят на тебя из-за крыш домов, подпирают небо над широкими площадями, они одновременно неизменны и разнообразны каждый миг. Порой мозг отказывается воспринимать их как реальность - зрелище кажется невозможным.



Главная цель и программа-максимум нашего приезда в Шамони была, на первый взгляд, довольно скромна: подъемник на вершину Эгюий-дю-Миди (3842м).



Название Эгюий-дю-Миди / Aiguille du Midi – с французского переводится как "полуденный пик" – это потому, что солнце в полдень находится прямо над ним, если смотреть из Шамони. Ближайшая к Монблану горная вершина известна туристам благодаря канатной дороге, которая на момент своей постройки в 1955 году была самой высокой в мире. Это ведь уникальная возможность полюбоваться Монбланом едва ли не вблизи!



Началась наша "экспедиция" – тадам! – с очереди. Длинной, разгороженной ленточками, змеистой – все как положено! Двигалась очередь довольно быстро, кстати, хотя времени хватило, чтобы изучить планы и тарифы. А еще – о чудо! – здесь были и английские стенды и англоговорящие кассиры! Я поймала себя на том, что начинаю уважать эти прекрасные, упорядоченные французские очереди и – еще немного – начну от них кайфовать!



Одно плохо: канатки в Шамони очень дорогие. Именно очень. Но тут как раз ситуация, что лучше ночевать в палатке и питаться подножным кормом... ладно, не буду сгущать – просто не питаться, чем сэкономить на подъемнике.
После того, как в кассе мы получили билеты "туда и обратно" с временем отправления, а также жетоны с номером кабинки – да, и тут все упорядочено – отправились бродить по городу: желающих подняться на Эгюий-дю-Миди было немало, и до отправления оставалось почти полтора часа.
Нашли хороший магазинчик типа супермаркета, милую улочку с яркими домами, кафешками, цветочками, зажатую в бетон речку Арв, церковь (после я заходила внутрь и слушала, как хрупкая девочка играет на органе нечто мне незнакомое и очень грозное) и, наконец, центральную площадь.








А потом пришло время возвращаться к станции подъемника.
К слову, сперва мы думали взять общий билет "подъемник + поезд" (имеется в виду туристический поезд в Шамони, который ездит между разными достопримечательностями и ледниками), но на кассе нас предупредили, что на поезд сегодня мы уже не успеваем.



Итак, выезд в 13.25, кабина №51. Дожидаемся, пока появится на табло нужный номер, проходим через "рамку" (с досмотром рюкзаков), а потом – к прозрачным дверям станции. Тут и обнаруживается нестратегичность привычных к очередям франзузов: учитывая, что кабинки неслабо так заполняются, а я вместе со всеми спутниками каждый раз оказывалась у окошка, да еще и с нужной стороны, при этом не толкаясь и не наглея, местным не пришло в голову просчитать, как стать и в какую сторону юркнуть, чтобы наслаждаться видами и во время подъема. Ну и ладно. Мы-то наученные, мы справились. И поехали быстро-быстро, с пересадкой на промежуточной станции в другую кабинку (да-да, и там у окошка устроились).



Монблан выше, смотреть на него неудобно – крыша же, поэтому любовались долиной Шамони и ледником на склоне. На верхней станции получили номерок обратной кабинки с временем отправления (на посещение дается два часа) и, выйдя наружу, сразу же оказались окружены сияющей белизной снега.



Надев темные очки и кофту, я быстренько двинулась к смотровой площадке.
Вот он – Монблан. Непостижимо огромный. Белый. Облако крутится у его вершины: почему-то кажется, что это ветер сдувает снег.



Вы слышали когда-нибудь, как говорят горы? Вблизи Монблана тихо, почти беззвучно (если не считать голосов людей и птиц), но чудится едва-едва слышный, больше на физическом уровне ощутимый гул – прерывистый, будто дыхание.



На вершине Эгюий-дю-Миди посетители ходят на самом деле не по снегу и не по скалам. Кругом – дорожки и мостки, на самой вершине и ниже, на станции, на смотровой площадке – оборудованные террасы и балкончики, лесенки и переходы. Это удобно, конечно, однако сильно крадет ощущения, не позволяет почувствовать себя включенным в то нечто, которое вокруг.



Ты отгорожен бортиком, как в панораме, и порой ловишь себя на мысли, что эти бесконечные горные цепи в снегах – лишь очень реалистичный фон. Только когда проезжают кабинки или замечаешь на снегу альпинистов (они сюда, в отличие от нас, ножками поднимаются) – сознанию удается зацепиться за движение, принять и расшифровать заснеженные Альпы как действительность. И тогда стоишь, всматриваясь и вслушиваясь, под крики альпийских галок наблюдая, как настоящие покорители вершин, свернув лагерь в белой долине, отправляются под августовским солнцем по слепящему снегу покорять Монблан.







Комплекс на вершине Эгюий-дю-Миди до сих пор дорабатывается. Например, в прошлом году еще не работала стеклянная кабинка под названием "шаг в пустоту". Хотя, если честно, шаг этот получается совсем не такой страшный и впечатляющий, как можно подумать. Ну да, под ногами – долина Шамони, из которой поднимается облако... Но когда приходишь в кабинку из закрытого коридора, отстояв – о, да, снова – очередь, не ощущая свежего воздуха, ветра и дыхания гор – это, опять же, скрадывает впечатления.



Также в комплексе есть ресторан (слова "ресторан" не пугайтесь, тут им называется даже самый распоследний фастфуд). Перекусить или выпить горячего можно либо внутри, в закрытом помещении, устроившись, если найдется место, у видового окна, либо прямо на террасе под открытым небом. Погреться частенько может быть актуально (один из моих спутников гулял по вершине в футболке и шортах, в то время как большинство предусмотрительно одевались в штаны и натягивали кофты, а кто-то даже курточки). Кстати, внизу, у билетных касс, электронное табло пугало нас, показывая +3 градуса на вершине. Но какие-то у них явно не те градусы были, потому что я спокойно гуляла в тоненькой флиске, надетой поверх футболки. С другой стороны: погода была безветренная, а эмоции тоже неплохо согревали.





Есть и сувенирный магазин – выбор отличается от того, что продается внизу, в магазине на станции Шамони (это для любителей привозить магнитики или футболки, например).
А еще обязательно обойдите все обзорные площадки, все коридоры и закоулки – их тут множество – и побывайте в небольшом ледяном гроте, из которого попадете на площадку с калиткой. Именно здесь на станцию выходят альпинисты, которые поднимаются на Эгюий-дю-Миди. И здесь можно самому на шажочек выбраться за ограду, но очень осторожно, лучше – держать за нее рукой, и хоть на мгновение почувствовать себя не за перегородкой, отделенным, отграниченным от внешнего, а включенным в окружающее, постоять прямо на снегу, на проторенной тропе, кажется, уходящей в бесконечность.



К тому времени, как подошла очередь нашей обратной кабинки, мы ровно успели посмотреть все-все на вершине, встретить облако, которое закрыло Монблан (к сожалению туристов, только-только прибывших на станцию), выпить кофе и купить пару сувенирчиков.
А на обратной дороге решили немного продлить путешествие и задержались в окрестностях пересадочной станции.
Отсюда прекрасный вид на Шамони и ледник Боссон. Монблан тоже видно было бы, если б не сплошное облако – оно теперь прятало все вершины, и кабинки, уезжая наверх, тонули в тумане, словно исчезали в каком-то параллельном измерении.





Рядом со станцией – швейцарский ресторанчик и перекресток пешеходных троп.



Ножками до Шамони вниз обещают почти три часа. Есть указатель к леднику – туда поближе. Но у нас встреча с ребятами-парапланеристами в городе, да и от этих очередей мои спутники устали так, словно не гуляли по ровной площадке, а скакали по горам.





И все-таки мы задержались здесь, походили вокруг. Это было приятно особенно тем, что наконец-то меня не отделяли от окружающего мира бортики-заборчики, как наверху. К подъемнику забрели ослики, пофоткались со всеми желающими и убрели себе восвояси.
А мы снова встали в очередь и очень скоро сели в кабинку, на этот раз уже до Шамони.



Подытоживая.
Лучше, наверное, подниматься на Эгюий-дю-Миди именно летом, и именно когда внизу тепло, почти жарко. Наши знакомые были там зимой – позамерзали от ледяного ветра, никакие куртки не спасли.
Приходите к станции пораньше: после обеда есть большая вероятность нарваться на облака, когда Монблан будет закрыт, и хорошо если вообще хоть что-то увидите. Нам повезло: приехали с самым лучшим освещением, а буквально перед нашим отъездом из долины поднялось облако и надежно укутало вершину до самого вечера.
Рассчитывайте, что поездка может занять весь день. Если будет время, желание и средства – скатайтесь на итальянскую сторону (там канатка работает летом при хорошей погоде). При небольшом наплыве туристов вы сможете уехать вниз даже если пропустите свою кабинку. При большом тоже: никто вас на станции не оставит. Последняя кабинка сверху, если не ошибаюсь, уходит в 17.30, но так как отправления задерживают (мы выехали на полчаса позже заявленного времени), то можно особенно не спешить и не беспокоиться.
На обратном пути обязательно задержитесь на промежуточной станции. Оттуда последняя кабинка в 18.10, но, опять же, если есть поток сверху – работать будут и позже.
А вообще: если будете в тех краях, не проезжайте мимо, иначе потом останется только жалеть.


Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
astra_incognita
8 сент, 2016 09:01 (UTC)

Нереальная красота :)

olga_kai
8 сент, 2016 09:54 (UTC)
Да, "нереальная" - именно то слово!
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

На странице

Разработано LiveJournal.com